Что такое объектив фотокамеры: руководство для начинающих

Объектив возможно самая важная часть Фото или видеокамеры. Но что делает оптику такой необходимой? Почему одни объективы намного лучше других? Ответ выходит за рамки простых вещей, таких как резкость и качество изображения. Вместо этого объективы имеют значение, потому что они определяют, какие фотографии вы можете сделать в первую очередь.

Строение объектива

Современные объективы выглядят примерно так:

Строение объектива

Каждая часть объектива служит важной цели:

  1. Резьба фильтра: позволяет прикрепить светофильтры объектива для изменения света, попадающего на датчик камеры.
  2. Передний элемент: собирает свет и направляет его на другие элементы объектива.
  3. Резьба бленды объектива: позволяет прикрепить бленду объектива, чтобы блокировать солнечный свет и уменьшить блики
  4. Кольцо масштабирования: вращается для увеличения и уменьшения объектива.
  5. Кольцо фокусировки: вращается для ручной фокусировки; не вращается при автофокусировке камеры
  6. Название объектива: обозначает объектив, включая фокусное расстояние максимальную диафрагму
  7. Переключатель A/M: переключение между автофокусом и ручной фокусировкой

Не у каждого объектива есть все семь из этих элементов, обеспечивающих определенный функционал, а у некоторых других объективов их гораздо больше. Однако, приведенный выше объектив довольно типичен для современных зум-объективов.

Терминология, используемая касаемо объективов

Большинство объективов сегодня маркируются относительно стандартно:

Торговая марка, тип объектива, фокусное расстояние (в мм), максимальная диафрагма, другие характеристики/аббревиатуры объектива.

Например, официальное название одного из профессиональных зум-объективов Nikon — «Nikon AF-S 24-70mm f/2.8 E ED VR». Аналогом Canon является объектив Canon EF 24-70mm f/2.8 L II USM.

Наиболее важными терминами являются фокусное расстояние и максимальная диафрагма. Другими словами, термины «мм» и «f/число». Эти цифры напрямую связаны с типами фотографий, которые вы сможете сделать с помощью объектива. 

А аббревиатуры в конце названия объектива? Они по-прежнему имеют значение, обозначая дополнительные функции, предлагаемые каждым объективом. Например, термин «VR» в объективе Nikon означает «подавление вибрации», которое стабилизирует объектив при съемке с рук. Однако эти другие термины обычно имеют второстепенное значение. Некоторые даже не ссылаются на конкретную функцию, а служат исключительно для рекламы (например, буква «L» на объективе Canon просто означает, что это один из высококачественных объективов Canon Lux).

50-140 на APC-S можно  с рук при выдержке 1/40 секунды и при этом делать четкие фотографии.
Благодаря функции стабилизации в телеобъективах 70-200, 50-140 на APC-S можно  с рук при выдержке 1/40 секунды и при этом делать четкие фотографии.

Благодаря функции стабилизации в телеобъективах 70-200, 50-140 на APC-S можно  с рук при выдержке 1/40 секунды и при этом делать четкие фотографии.

Основное исключение из правила «число мм и f имеют наибольшее значение» — это когда вы имеете дело со специальными объективами. При использовании объективов типа «рыбий глаз», макро-объективов, тилт-шифт и т. д. основная причина покупки объектива больше связана с его уникальными характеристиками, чем с чем-либо еще.

Итак, что означают все сокращения в конце названия объектива? Каждая компания маркирует свои объективы по-своему, и у каждого производителя могут быть десятки сокращений — слишком много, чтобы поместиться в этой статье. 

Что такое фокусное расстояние?

Наиболее важной характеристикой большинства объективов является их фокусное расстояние — в общих чертах, насколько «увеличен» объектив. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах.

Некоторые объективы имеют только одно фокусное расстояние. Они известны как «фиксы». Популярным примером является объектив 50 мм — очень распространенный объектив с фиксированным фокусным расстоянием для фотографов благодаря его высокой полезности и низкой цене.

Другие объективы являются зум-объективами, что означает, что они охватывают диапазон фокусных расстояний. Например, наиболее распространенным зум-объективом на рынке является китовый объектив 18–55 мм (иногда 18–50 мм или аналогичный). Эти объективы зумируют от относительно широкого угла (18 мм) до умеренного телефото (55 мм). Если вы разделите более длинное фокусное расстояние объектива на его более широкое фокусное расстояние (например, 55/18), то вы получите коэффициент увеличения объектива (например, 3x).

Несколько специальных объективов на рынке подходят где-то между фиксами и зумами, например, объектив Leica 16-18-21mm f/4. Этот объектив покрывает три конкретных фокусных расстояния — 16 мм, 18 мм и 21 мм — но ни одно из фокусных расстояний между ними. Это противоречит обычному зум-объективу, который плавно увеличивает фокусное расстояние от самого широкого до самого длинного.

Значение размера (формата) матрицы фотоаппарата

Размер сенсора вашей камеры влияет на видимое фокусное расстояние, которое вы используете. Это связано с тем, что маленькие сенсоры камеры похожи на кадры с большого сенсора камеры. Поместите один и тот же объектив на оба объектива, и он будет казаться более крупным на маленьком сенсоре.

Камеры с большим кроп-фактором (т. е. меньшим сенсором) будут проявлять этот эффект больше всего. Вы можете рассчитать точную величину, просто умножив фокусное расстояние объектива на кроп-фактор. Таким образом, объектив 18-55 мм, используемый с датчиком Nikon DX, который имеет кроп-фактор 1,55x, эквивалентен объективу 28-85 мм на большом датчике полнокадровой камеры.

Вот почему вы не можете просто сказать, например, что 28-мм объектив широкоугольный. На одних камерах это скорее средний объектив, а на других даже умеренный телевик. Вы должны указать эквивалент 28 мм.

Вот общее руководство:

  1. Шире 35 мм (эквивалент): широкоугольный объектив
  2. 35–70 мм (эквивалент): обычный объектив
  3. Длиннее 70 мм (эквивалентно): телеобъектив

Все, что шире 18 мм и длиннее 300 мм, обычно считается сверхширокоугольным или супертелеобъективом. (На камерах APS-C это будет шире 12 мм и длиннее 200 мм.)

Однако все это приблизительные цифры. Некоторые фотографы могут считать 35 мм широкоугольным, а не обычным, или наоборот, и в любом случае это не имеет большого значения.

Водопад фото на фуджи 16-55 f/2.8

Что такое максимальная диафрагма?

Другим важным термином в названии объектива является термин «f/число», обозначающий максимальную диафрагму объектива.

Что такое максимальная диафрагма?

Во-первых, если вы не знакомы с понятием диафрагмы, я рекомендую прочитать статью f-стоп или шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме. Короче говоря, диафрагма описывает «зрачок» вашего объектива. Так же, как зрачок в глазах, апертура в объективе пропускает больше или меньше света. Это довольно важная спецификация.

Многим фотографам невдомёк, что диафрагма записывается как дробь. Вот почему f/2 больше, чем f/4 — это точно так же, как 1/2 больше, чем 1/4. Дорогие объективы часто имеют большую диафрагму, чтобы пропускать много света (опять же аналогично расширенным зрачкам глаз в темноте). По этой причине зум 24–70 мм f/2,8 будет дороже, чем зум 24–70 мм f/4 практически всегда.

Как правило, у объективов с фиксированным фокусным расстоянием максимальная диафрагма больше, чем у зумов. Это одна из основных причин, по которой фотографы используют фиксы. Максимальная диафрагма зумов обычно составляет f/2,8, в то время как многие фиксы на рынке имеют это значение от f/1,4 до f/1,8, а иногда и шире. Это означает, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием могут пропускать в 4 раза больше света, чем лучшие зум-объективы.

Конечно, хотя в названии объектива указана его максимальная диафрагма, вы не ограничены использованием только этой диафрагмы. Вы всегда можете изменить диафрагму на меньшую, если нужно. Почти все объективы имеют наименьшую диафрагму по крайней мере f/16, в то время как многие допускают f/22, f/32 и выше. 

Однако минимальная диафрагма не так важна, как максимальная. Вот почему в маркировке объектива указывается только максимальная диафрагма в названии объектива. При использовании очень маленькой диафрагмы, особенно f/22 и выше, может происходить снижение резкости на фотографиях и снижение экспозиции иногда сильнее, чем обычно, может появиться эффект звезд в области источников освещения.

Как и в случае с фокусным расстоянием, вот общие принципы работы с диафрагмой:

  • больше, чем f/1.4: чрезвычайно широкая апертура
  • от f/1,4 до f/2,8: большая диафрагма
  • от f/4 до f/8: нормальная диафрагма
  • от f/11 до f/22: малая диафрагма
  • меньше, чем f/22: чрезвычайно малая

Глубина резкости объектива

Другая причина, по которой максимальная диафрагма так важна, заключается в том, что она влияет на глубину резкости . Большие значения диафрагмы, такие как f/1,4 и f/2,8, дадут вам больше эффекта «неглубокого фокуса», когда фон размыт, а ваш объект резкий. Это очень часто можно увидеть в портретной и натюрмортной фотографии.

На глубину резкости также влияет фокусное расстояние объектива. Телеобъективы имеют меньшую глубину резкости, чем широкоугольные. Итак, если вы действительно хотите максимально размыть фон фотографии, вам понадобится по крайней мере 50 мм f/1.8 и, возможно, что-то вроде 85 мм f/1.8 , 85 мм f/1.4  или 105 мм f/1.4 . Но такая оптика также более дорогая.

Малая глубина резкомти Laova 65 mm
Фотография пример малой глубины резкости Laova 65 mm

Зум с переменной диафрагмой

Некоторые зум-объективы имеют разную максимальную диафрагму для широкоугольного и телеобъектива. Это так называемые объективы с «переменной апертурой». Например, зум 18–55 мм, о котором я говорил ранее, обычно имеет переменную диафрагму f/3,5–5,6. Если вы снимаете на 18 мм, вы можете использовать диафрагму до f/3,5. Если вы снимаете на 55 мм, вы можете использовать диафрагму до f/5,6. (При промежуточных фокусных расстояниях максимальная диафрагма постепенно изменяется с f/3,5 до f/5,6.)

Объективы с переменной апертурой не имеют лучшей репутации. Отчасти это связано с тем, что разные ограничения диафрагмы во всем диапазоне увеличения раздражают. Но все конструкции объективов имеют компромиссы, и переменная диафрагма вряд ли является худшим компромиссом.

Фактически, эти объективы могут быть меньше и дешевле, чем зум-объективы с постоянной диафрагмой, что во многих случаях делает их вполне приемлемыми. Так что не избегайте зума с переменной апертурой по умолчанию. Вместо этого обратите внимание и на другие характеристики объектива, чтобы понять, подходит ли он вам.

Объектив Fujifilm XF 100-400mm f4.5-5.6 R LM OIS WR, высококачественный телеобъектив с переменной апертурой

Panasonic Lumix S 20-60mm f/3.5-5.6
Объектив Panasonic Lumix S 20-60mm f/3.5-5.6 обладает потрясающей резкостью и удобными фокусными расстояниями.

Важные характеристики объектива

При покупке учитывается не только качество изображения. Есть  и другие характеристики объективов, которые имеют большее значение.

Во-первых: размер и вес. Иногда приходится жертвовать некоторым качеством изображения, а также такими характеристиками, как диапазон увеличения и максимальная диафрагма, чтобы получить более легкий объектив. Конечно, поиск легкого объектива может быть немного противоречивым. Ведь один тяжелый зум-объектив заменяет три умеренно тяжелых фикса в комплекте оптики каждого фотографа, зум в этом случае уже оказывается не таким тяжелым. 

Во-вторых автофокус. Не все объективы имеют автофокус, и не все объективы с автофокусом одинаково быстро и точно фокусируются. Для одних жанров это не так важно, как для других, но, если вы спортивный фотограф, вы готовы платить за максимальную производительность автофокуса.

В-третьих, пыле-влаго-морозоустойчивость (атмосферостойкость). Это возможность фотографировать под дождем или в мороз, в условиях влажного тропического климата.

В-четвертых долговечность. Если вы можете использовать свой объектив в течение нескольких лет в сложных условиях, он стоит гораздо больше, чем объектив, который не выдерживает ударов.

В-пятых, это общая эргономика объектива также имеет большое значение. Это включает в себя все, от положения кольца зума до плавности кольца фокусировки и плавности использования объектива. Объективы с хорошей эргономикой вы можете не заметить, но плохие точно заметите и использование их будет раздражать.

И, естественно, все эти факторы связаны с ценой. Какими бы хорошими для вас ни выглядели объективы Zeiss, вероятно, более разумно использовать объектив Nikon или Fujinon с таким же фокусным расстоянием.

Конструкция объектива

Из всех этих проблем одним из самых важных и легко упускаемых из виду является просто конструкция объектива. Объективы с наименьшим количеством движущихся частей (т. е. с внутренней фокусировкой и внутренним трансфокатором), как правило, идеальны, поскольку допускают меньше точек отказа. То же самое относится и к оптике, защищенной от непогоды; стоит заплатить больше за объектив, который прослужит дольше.

Я также упомяну различие между металлической и пластиковой конструкцией объективов. Как правило, металлические объективы считаются более дорогими в изготовлении и из-за этого могут стоить дороже. Однако высококачественными могут быть и пластиковые объективы. Они меньше весят и не мерзнут в плохую погоду. Металлические линзы могут быть более долговечными в определенных ситуациях, но в целом с пластиковыми линзами в этом отношении тоже все в порядке.

Несмотря на то, что вы платите небольшую цену за лучшие конструктивные линзы (как в долларах, так и в весе), в конечном итоге это того стоит, поскольку вы можете избавить себя от необходимости покупать замену.

Качество изображения объектива

Существуют десятки факторов качества изображения, которые делают одни объективы лучше других. Читайте о важнейших из них.

Во-первых компромиссы, имейте в виду: объективы с экстремальными характеристиками, скорее всего, будут иметь компромиссы, чем их относительно обычные аналоги. Имеется в виду все, от суперзумов до объективов с особо широкой апертурой. Компромисс может принимать разные формы, обычно это объективы с более низким качеством изображения или более крупными размерами и весом, или очень дорогие.

Во-вторых резкость. Верно, это или нет, но первое, что приходит на ум каждому при покупке нового объектива, — это резкость. Хорошей новостью является то, что современные объективы резче, чем когда-либо. Пределом резкости на ваших фотографиях, скорее всего, будет фотоаппарат, а не ваш объектив.

Сегодня каждый новый объектив имеет отличную резкость на f/8 в центре и в ряде случаев на углах и краях кадра. То же самое может быть и при их максимальной светосиле в центре.

Основная область, где современные объективы могут быть нерезкими, — это углы кадра при максимальной диафрагме. Это вряд ли имеет отношение к большинству фотографов. Если вы снимаете с f/1.4, вы, скорее всего, получите эффект малой глубины резкости. И в этом случае углы в любом случае не будут резкими, поэтому резкость углов вашего объектива не имеет значения. (Фото Млечного Пути является одним исключением. Если вы не фотограф Млечного Пути, вам, вероятно, не нужно беспокоиться о резкости углов при f / 1,4.)

Очень важна резкость в пейзажной фотографии, так как объектив остается резким в углах от f/8 до f/11, наиболее распространенного диапазона диафрагмы. Хотя почти все объективы проходят «приемлемый» порог, некоторые справляются лучше, чем другие. Не важны мелкие отличия, однако плохой объектив не всегда дает резкость в указанном диапазоне.

Геометрические искажения объективов

Искажение означает, что объектив создает «выпуклость» или «сжатие» прямых линий на ваших изображениях. Наиболее очевидным примером является объектив «рыбий глаз», который имеет значительный уровень искажений (в частности, бочкообразное искажение). Если вы фотографируете горизонт или любую другую плоскую линию на фотографии, объектив с высокой дисторсией покажет заметную кривизну или волнистость.

Три основных типа искажения: подушкообразный, бочкообразный и усиковый. Описание каждого приведено ниже:

Подушкообразная дисторсия
Подушкообразная дисторсия
Бочкообразная дисторсия
Бочкообразная дисторсия
Усиковая дисторсия
Усиковая дисторсия

  

Хотя использование объектива с высоким искажением (кроме «рыбий глаз») не очень хорошо, вряд ли это самая важная проблема качества изображения. Большинство программ для фотосъемки имеют встроенную коррекцию искажений, которая может решить проблему одним щелчком мыши. Это может немного повредить резкости углов и немного изменить композицию, но это небольшая цена.

Искажение перспективы

Один тип искажения, о котором вы услышите, называется искажением перспективы, но это не то же самое, что и искажение выше. Это не проблема качества изображения; это связано с вытянутыми пропорциями вашего объекта, которые могут произойти, если вы подойдете слишком близко. Это особенно заметно, если вы используете широкоугольный объектив, так как вам нужно подойти к объектам гораздо ближе, чем с телеобъективом:

Пример искажения перспективы широкоугольного модуля Huawei P50 pro
Пример искажения перспективы широкоугольного модуля Huawei P50 pro

Вот почему большинство фотографов-портретистов предпочитают объектив 85 мм, а не 24 мм для портретных снимков. Вы можете заполнить кадр своим объектом в любом случае, но вам нужно подойти намного ближе к вашему объекту с 24 мм. Это вносит много искажений перспективы.

Хроматическая аберрация

Несмотря на устрашающее название, хроматическая аберрация на самом деле означает просто «проблема цвета». Это относится к цветовым артефактам, создаваемым объективом, например к красным и синим полосам в углах вашего изображения. Вот очевидный пример:

Пример боковой хроматической аберрации
Пример боковой хроматической аберрации

Приведенный выше пример называется боковой хроматической аберрацией. Есть еще такое понятие, как продольная хроматическая аберрация. В этом случае области вне фокуса меняют цвет. В частности, они становятся зеленее позади объекта и фиолетовее перед ним:

Пример продольной хроматической аберрации

Легко исправить боковую хроматическую аберрацию (первая) и сложнее исправить продольную хроматическую аберрацию. Однако в большинстве программ для фотографии есть некоторые инструменты, помогающие свести её к минимуму.

Боке

Если вы снимаете фотографии с малой глубиной резкости, боке может быть серьезной проблемой или преимуществом. Это определяется качеством размытия фотографии не в фокусе. Когда-то это был очень специфический термин для фотографов, затем Apple использовала термин «боке» в рекламе, а теперь все о нём говорят. Тем не менее, вы можете ознакомиться с статьей на тему создания боке.

Пример боке
Пример боке

У некоторых объективов боке лучше, чем у других. Вы наверняка прочитаете об этом в любом обзоре этих объективов. Боке обычно считается хорошим, когда оно имеет минимальную текстуру и мягкие переходы, хотя у всех фотографов есть свои предпочтения.

Разный характер боке у разных объективов

Бликозащищенность

Когда вы направляете объектив на солнце, он может создавать внутренние отражения или блики, которые проявляются на фотографии в виде пятен. Яркие источники света также могут снизить общую контрастность фотографии и сделать ее слишком туманной.

Лучшая оптика будет иметь высококачественные покрытия, которые минимизируют блики. Это не относится к каждой фотографии, но имеет большое значение, когда вы работаете в условиях контрового света. 

На самом деле солнце не обязательно должно быть на вашей фотографии, чтобы создать блик. Иногда вы можете получить точки бликов, просто направив линзу неопределенно на источник света. Это достаточно веская причина для использования бленды, это также веская причина для покупки объектива с минимальными бликами.

Пример бликов портящих фотографию

Индивидуальные особенности экземпляра объектива

К сожалению, не все объективы одной и той же модели одного и того же производителя выдают одно и тоже качество картинки.

Некоторые объективы имеют меньшую вариацию в отношении оптических качеств, чем другие.  Если одна из десяти копий объектива с оптическими дефектами, то большинство обозревателей этого никогда не заметят, но большой процент пользователей с этим столкнётся.

Нет никакого универсального способа обойти особенности образца образца, кроме как протестировать несколько вариантов прямо в магазине. Вы можете обнаружить, что один или два угла значительно менее резкие, чем другие, это верный признак дефектных оптических характеристик копии вашего объектива. 

Другие проблемы с качеством изображения

Наряду со списком выше, есть много более специализированных проблем с качеством изображения, когда вы получаете новый объектив: смещение фокуса – актуально для зеркальных камер, кривизна поля, характеристики звездообразования, астигматизм и так далее. И эти особенности не важны, и о них стоит беспокоиться только в том случае, если объектив далеко выходит за рамки нормы по любому из них.

Пример эффекта звездообразования при небольшой диафрагме f/16.
Пример эффекта звездообразования при небольшой диафрагме f/16.

Объективы сторонних производителей и объективы известных брендов

Наряду с объективами, изготовленными производителями камер, такими как Nikon, Canon, Sony и т. д., бесчисленное множество сторонних компаний также производят объективы. Всегда ли это стоящий выбор?

  • Уникальность. С одной стороны, если сторонняя компания производит объектив, который не производит компания, производящая камеру, очевидно, стоит подумать об этом. Например, Sigma производит зум-объектив 18–35 мм f/1,8 — обратите внимание на широкую максимальную диафрагму f/1,8 — для камер формата APS-C. Он не имеет аналогов у производителей камер.
  • Цена. Но многие сторонние объективы аналогичны или идентичны по фокусному расстоянию и максимальной диафрагме объективам производителей фотоаппаратов и в большинстве случаев сторонний объектив обычно дешевле. 
  • В среднем новая модель объектива стороннего производителя не лучше и не хуже, чем его эквивалентный объектив известного бренда. Некоторые лучше, некоторые хуже. И нечего бояться, приобретая оптику от Sigma, Tamron, Samyang, Viltrox если она соответствует вашему бюджету и вашим фотографическим потребностям.

Заключение

Надеюсь, эта статья дала вам хорошее представление о объективах — как они работают и на что обращать внимание при покупке. Это важно, т.к. в большинстве случаев они действительно являются самой важной частью фотооборудования, которое вы можете купить.

Прокрутить вверх