ND фильтры зачем они нужны и использование ND фильтров

Так выглядят ND-Фильтры нейтральной плотности

Каждый фотограф или фотолюбитель должен иметь в рюкзаке ND фильтр, нейтрально серый фильтр весьма полезен в определённых сценариях или даже необходим. Об этом написано далее.

Если вы увлечены фотографией и не боитесь экспериментировать, эта статья для вас! Вы, вероятно, уже используете УФ или поляризационные фильтры. УФ-фильтры защищают объектив от физических повреждений, а также от ультрафиолетового излучения, которое может негативно повлиять на изображения, в то время как поляризационные фильтры увеличивают контрастность и устраняют отражения от воды и стеклянных поверхностей. Однако в этой серии мы сосредоточимся на фильтрах нейтральной плотности (ND-фильтрах).

ND фильтры являются следующим популярным фильтром после поляризационных фильтров. К сожалению, им уделяется гораздо меньше внимания, хотя трудно переоценить творческий потенциал, который они предоставляют фотографу.

Принцип работы ND-фильтра

Фильтр нейтральной плотности — это светофильтр объектива, который блокирует попадание света в камеру. Почему вы хотите это сделать? Это полезно, если вы хотите смягчить яркий свет, уменьшить скорость затвора для эффекта размытия в движении, расширить диафрагму для эффекта глубины резкости при ярком свете или создать больше кинематографических эффектов при съемке. 

Основная цель ND фильтров — уменьшить входящий свет в одинаковой пропорции по всему спектру. Проще говоря, фильтр уменьшает количество света, попадающего в камеру. Это открывает возможности для съемки в любое время суток с любой настройкой экспозиции в условиях чрезмерного освещения.

Следует отметить, что проблемы чрезмерной экспозиции могут быть решены путем изменения диафрагмы. Тем не менее, это может быть немного ограничивающим, так как без штатива (или высокого ISO) встряска может быть проблемой, и это также может повлиять на композицию. Существует также риск возникновения дифракции.

Есть множество различных типов фильтров нейтральной плотности и не так просто понять, какие фильтры купить? Давайте рассмотрим типы и разновидности ND фильтров, а затем обсудим типичные ситуации, в которых их можно использовать. Обратите внимание, что съемка с ND-фильтром часто связана с длинными экспозициями, поэтому вам понадобится хороший штатив.

Когда нужен светофильтр нейтральной плотности

В условиях экстремальной интенсивности света, таких как солнечный свет в заснеженных горах или на пляже, или при использовании гибридной камеры, фильтры ND (neutral Density) рекомендуются как необходимые. Фильтры нейтральной плотности часто игнорируются фотографами, но они имеют несколько применений и дают возможность достичь недостижимых в противном случае результатов. ND-фильтры выглядят серыми и уменьшают количество света, достигающего сенсора (матрицы фотоаппарата), они не влияют на цветовой баланс.

Основные сценарии использования:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т. д.
  • Достижение меньшей глубины резкости при очень ярком освещении
  • Уменьшение дифракции (что снижает резкость) за счет увеличения диафрагмы
  • сделать движущиеся объекты менее заметными или невидимыми (например, людей или автомобили)
  • Добавление размытия для передачи движения с движущимися объектами

Типы и разновидности ND фильтров

Типы и разновидности ND фильтров

ND-фильтры входят в продуктовые линейки практически всех производителей фильтров. С точки зрения качества могут быть серьезные различия, но в классификации ND фильтров все они идентичны. 

По конструкции ND-фильтры различают:

  • Пластинчатые светофильтры устанавливаемые на объектив с использованием адаптера, облегчающего комбинацию светофильтров
  • Плассические круглые привинчиваются к передней части объектива светофильтры нейтральной плотности.
  • Переменной оптической плотности NDфильтры
  • Постоянной оптической плотности

По уровню оптической плотности:

  • Градиентные фильтры нейтральной плотности
  • Реверсные градиентные ND-фильтры
  • Стандартные нейтрально-серые фильтры с различной степенью светопропускания
nd фильтры одного размера но разной оптической плотности

Буквы ND в названии фильтра определенно скажут вам, что это фильтр нейтральной плотности. После букв идут цифровые обозначения степени уменьшения светопропускания. Действительно, если вы посмотрите на ND-фильтры, вы заметите, что фильтры с разным уровнем плотности отличаются друг от друга (один темнее другого).

Из-за технологических ограничений переменные ND-фильтры ограничены практическим диапазоном плотности между ND2-ND400. Плотность таких фильтров изменяется вращением одной из рамок в сторону другой.

Фильтры Kenko REALPRO ND с фиксированными уровнями ND представляют широкий спектр моделей от ND4 до ND1000, который охватывает практически все фотографические ситуации. Это означает, что все, что вам нужно сделать, это правильно прочитать маркировку и выбрать подходящую модель.

В чем разница между фиксированным ND и переменным ND?

В чем разница между фиксированным ND и переменным ND?

Существует два типа фильтров нейтральной плотности. Фиксированные фильтры нейтральной плотности и переменные фильтры нейтральной плотности.

Фильтры фиксированной нейтральной плотности блокируют попадание света в камеру с фиксированной диафрагмой. Переменные фильтры нейтральной плотности обеспечивают большую гибкость. Переменные фильтры ND будут иметь диапазон диафрагм, которые вы можете заблокировать. Вращая внешний элемент Variable ND, вы можете регулировать количество света, попадающего в камеру. 

Если вы начинаете использовать фильтры нейтральной плотности и задаетесь вопросом, какой фильтр нейтральной плотности наиболее полезен, мы рекомендуем нейтрально-серые фильтры переменной оптической плотности, чтобы у вас было больше гибкости, когда вы учитесь фотографировать используя ND фильтр.

Фиксированным ND-фильтром, пропускающим наибольшее количество света, является Kenko REALPRO ND4, который пропускает 25% света. Однако в фотографии мы обычно используется значение экспозиции (EV) или f-stops. Например, фильтр ND4 уменьшит количество света на 2 f-стопа.

На экране камеры или в видоискателе состояние экспозиции отображается цифровой шкалой, где передержка и недодержка обозначаются цифрами с знаками «+» и «-«. Например, передержка на 2 f-стопах отображается как «+ 2».

Таблица ND-фильтров

Некоторые производители маркируют свои фильтры, используя так называемую оптическую плотность фильтра, тогда как некоторые из них используют так называемый коэффициент пропускания света фильтра.

Уменьшение F-StopОптическая плотностьКоэффициент светопропускания % пропускания
000100
10.3250
20.6425
30.9812.5
41.2166.25
51.5323.125
61.8641.5625
72.11280.78125
82.42560.390625
92.75120.1953125
103.01024 (иногда называемый ND1000)0.09765625
113.320480.048828125
123.640960.0244140625
133.981920.01220703125
13 1/34.0100000.01
144.2163840.006103515625
154.5327680.003051757813
164.8655360.001525878906
16 2/35.01000000.001
175.11310720.0007629394531
185.42621440.0003814697266
195.75242880.0001907348633
20610485760.00009536743164

Коэффициент оптической плотности светофильтра или коэффициент светопропускания (ND2, ND4 и т. д.)

Это просто представление фактора, на который фильтр нейтральной плотности уменьшает свет, попадающий в объектив. Например, фильтр ND, который уменьшает свет на одну остановку, имеет коэффициент фильтра 2. Уменьшение света на одну остановку всегда составляет половину света, поэтому коэффициент, на который нейтральная плотность на одну остановку уменьшает свет, равен 2.

Путаница возникает из-за того, что с этими меньшими числами коэффициента фильтра (2,4,8,16) люди путают их с уменьшением света в f-остановках. Когда они видят ND2 на фильтре, они думают, что это 2-стопный фильтр ND, но на самом деле это 1-стопный фильтр. Аналогично, фильтр, на стороне которого написано ND16, на самом деле является 4-стопным фильтром, а не 16-стопным фильтром. Пожалуйста, обратитесь к таблице выше для получения полного списка общих факторов фильтра.

Поскольку уменьшение света удваивается при каждом дальнейшем уменьшении f-stop, мы можем сказать, что где x — уменьшение f-stop, коэффициент фильтра = 2x

Пример

Уменьшение попадающего на фотоматрицу света в 5-стоп даст нам коэффициент фильтра 2= 2x2x2x2x2 = 32, поэтому ND32 — это 5-стопный фильтр нейтральной плотности.

Коэффициент пропускания света (%)

Номер пропускания на самом деле очень редко упоминается на самом фильтре, но вы можете увидеть его на какой-нибудь упаковке. Причина включения его в справочную таблицу, заключается в том, что это просто хорошее наглядное представление света, который режется фильтрами нейтральной плотности. Многим непонятен факт, что 6-стопный ND-фильтр пропускает только 1,56% света, им сразу легче визуализировать результат этого явления. Коэффициент пропускания в % также вступает в игру, если вы хотите математически рассчитать оптическую плотность.

Оптическая плотность (0,3, 0,6, 0,9 и т. д.)

В наши дни это наиболее распространенный способ для производителей представить количество света, на которое их фильтр нейтральной плотности режет свет. Например, ND0.3 — это 1-стопный ND-фильтр, а ND0.9 — 3-стопный ND-фильтр (см. справочную таблицу выше).

Уравнение оптической плотности

Будучи таким фото ботаником, как я, а также инженером в прошлом существовании, я не мог просто поверить, что эти цифры означают то, что они делают, и просто поместить их в справочную таблицу дословно! Поэтому, конечно, я посмотрел немного глубже и узнал, как эти числа достигаются.

Формула, относящаяся к оптической плотности: Дробная пропускаемость = 10-d

Где — оптическая плотность, которую мы ищем, и дробная пропускаемость = (% пропускания/100)

Теперь это дает нам % пропускания = 10-d x100

Но мы также знаем, что % пропускания = (100 / Коэффициент фильтра)

Итак, теперь мы можем сказать 100 / Коэффициент светопропускания  = 10-d x100

— уменьшение света в f-стопах, коэффициент фильтра равен = 2x

Теперь это дает нам 100 / (2x) = 10-d x100

Чтобы решить уравнение для d, мы получим: d = log10 (1 /((100/2x)/100)

Если вы упростите все вещи в скобках справа, вы на самом деле просто останетесь с 2x

Поэтому мы можем сказать, что d = log10 2x или d = log10Коэффициент светопропускания

Используя это уравнение, мы можем вычислить число оптической плотности, используя уменьшение света в f-стопах.

Пример

Мы хотим уменьшить количество 3-stops и хотим знать, какой фильтр выбрать, потому что они не помечены в stops. Мы бы сделали -> d = log10 23 = log10 8 = 0.90308998699

Для простоты мы просто говорим 0.9! 3-стопный ND-фильтр также называется 0.9.

Для фотографа-любителя все эти метки и f-стопы могут показаться несколько запутанными. Итак, давайте подробнее рассмотрим все это, чтобы попытаться объяснить всё.

Допустим, у нас очень солнечный день и фотокамера имеет максимально короткую выдержку 1/4000 сек., минимальную чувствительность ISO200 и используется светосильный портретный объектив с диафрагмой f/1.4.

Нам нужно снимать с максимальной диафрагмой, чтобы добиться красивого боке. В этом случае максимально возможная экспозиция снимка составит: 1/4000 сек. ISO200, f/1.4. Даже при таких настройках из-за яркого солнца фотография переэкспонируется на 2 f-стопа (на шкале экспозиции это +2).

Пример переэкспонирования на ярком полуденном солнце
Пример переэкспонирования на ярком полуденном солнце

Вот где пригодятся ND фильтр. Возвращаясь к верхней таблице, мы можем легко определить, что фильтр ND4 — это то, что нам нужно, потому что он уменьшает свет на 2 f-стопа. Используя этот фильтр, мы получаем снимок, который правильно экспонируется и имеет хорошую глубину резкости.

Пример нормальной экспозиции  на ярком полуденном солнце уже с ND фильтром
Пример нормальной экспозиции на ярком полуденном солнце уже с ND фильтром

Каково назначение фильтра нейтральной плотности?

Единственная цель использования ND-фильтра — поглощать избыточный в данной ситуации свет.

Единственная цель использования ND-фильтра — поглощать избыточный в данной ситуации свет. Здесь я объясню более подробно, для чего используется фильтр нейтральной плотности в фотографии.

Если мы не отрегулируем настройки нашей камеры, изображение будет темнее, если не использовать фильтр нейтральной плотности. Поэтому мы компенсируем эту потерю света, регулируя одну или несколько настроек экспозиции, используемых при съемке фотографии, а именно:

  • Выдержка : мы можем уменьшить скорость, чтобы на наш датчик попадало больше света (например, с 1/100 до 1/20). Это одно из основных преимуществ ND-фильтра, так как он позволяет уменьшить выдержку и в то же время сделать снимок с длинной выдержкой в ​​условиях, когда без фильтра было бы сложно.
  • Диафрагма: мы можем «открыть диафрагму», т.е. привлечь больше света, например, перейдя от f/11 к f/5,6 (но остерегайтесь эффекта, который это может оказать на вашу фотографию),
  • Чувствительность ISO: ISO можно увеличить, чтобы сделать матрицу более чувствительной к свету (например, от ISO 100 до ISO 800), но следите за шумовым эффектом (зернистостью) на фотографии.

Вы сейчас думаете, что все это очень хорошо, но какой тогда смысл в ND-фильтре? Я иду к этому. Как я только что объяснил, одна из основных причин использования ND-фильтра — возможность уменьшить скорость затвора, используемую при съемке фотографии. Итак, в каких ситуациях это будет полезно?

Для меня есть 3 случая, когда ND-фильтр полезен в фотографии.

Для получения снимка с большой выдержкой

Итак, мы вернулись к тому, о чем я говорил во введении к этой статье. Одним из больших преимуществ ND-фильтра является то, что он может помочь вам добиться большой выдержки, особенно в середине дня, когда солнце самое яркое и резкое. Ведь средь бела дня невозможно добиться длинной выдержки даже при оптимальных настройках на вашей камере (ISO на минимуме и закрытии диафрагмы на максимуме). Скорость затвора всегда будет слишком короткой, поэтому сцена не будет в движении.

Кроме того, фильтр нейтральной плотности, как объяснялось выше, позволяет поглощать свет и, таким образом, увеличивать время экспозиции.

Для получения снимка с длинной выдержкой 10 ступеней
Пример длинной выдержки с использованием фильтра Big Stopper (10 ступеней от Lee)

Длительное время выдержки особенно используется для достижения превосходных эффектов на больших водных пространствах (море, реки, ручьи, фонтаны), а также на облаках, звездах или даже на транспортных магистралях. Ваш выбор ND-фильтра во многом будет зависеть от ваших привычек съемки (съемка днем, вечером, ночью) и от эффектов, которых вы хотите добиться (эффект тумана на море, полное сглаживание изображения и т. д.). .

Для сглаживания воды в водопаде фильтры ND8/ND16/ND32/ND64
Для сглаживания воды в водопаде фильтры ND8/ND16/ND32/ND64

Однако, чтобы использовать эту технику, вам понадобится штатив для удержания камеры, так как время экспозиции может варьироваться от 10 секунд до нескольких минут!

Для сохранения малой глубины резкости при ярком освещении

Если вы хотите знать, для чего используется фильтр нейтральной плотности, помимо длинных выдержек, это еще одна положительная причина. Эти фильтры особенно полезны для поддержания малой глубины резкости, особенно (но не только!) для любителей портретов.

Если вы хотите сфотографировать объект или человека в середине дня на ярком солнце с очень малой глубиной резкости (например, f/1,8), вы очень быстро обнаружите, что ограничены максимальной выдержкой вашего фотоаппарата. устройстве (от 1/4000 до 1/8000), даже при самом низком значении ISO. Несмотря на все ваши усилия, ваша фотография все равно будет переэкспонирована.

Чтобы люди исчезали с картинок

Что имеется в виду? Можно заставить людей исчезать с картинки без фотошопа?! Да, именно для этого и используется фильтр нейтральной плотности!

Если вы находитесь в туристическом районе и вам надоели туристы, проходящие перед вашей камерой, и вы не можете сделать снимок без них, используйте фильтр нейтральной плотности! 

Чтобы люди исчезали с картинок
Чтобы люди исчезали с картинок используем светофильтры ND1000/ND500

Пример использования фильтра нейтральной плотности для художественных эффектов!

Общий принцип не меняется. Все, что вам нужно сделать, это прикрепить свой ND-фильтр (самый непрозрачный из тех, что у вас есть), выбрать настройки на вашей камере, которые позволят вам получить максимально возможное время экспозиции (ISO при самой низкой и малой диафрагме) и снимать.

Например, если вы сделаете 30-секундный снимок и за это время перед камерой пройдет только один или два человека, на финальном снимке их не будет видно!

Точно так же, как время экспозиции, необходимое для водопада или моря, для этой техники требуется штатив!

ND-фильтры: недостатки

И да, хотя фотографы-пейзажисты жить без них не могут, использование ND-фильтра не лишено недостатков! Вот некоторые вещи, которые нужно знать, если вы планируете использовать фильтр нейтральной плотности:

  • Самое главное, что использование ND-фильтра (особенно для длительной выдержки) потребует использования и, следовательно, если у вас его еще нет, покупки штатива. Действительно, почти невозможно оставаться на месте ни секунды, не говоря уже о 30 секундах!
  • Выбор фильтра и его качество будут иметь важное значение, если вы не хотите рисковать увидеть значительную потерю качества на вашей фотографии. Вы можете посмотреть мою статью, в которой подробно объясняется, как выбрать фильтр нейтральной плотности и какие из них выбрать,
  • Даже если фильтры называются «нейтральной плотностью», многие, и даже самые лучшие фильтры ND, имеют тенденцию влиять на баланс белого вашей фотографии. Поэтому необходима постобработка.
  • В зависимости от непрозрачности вашего фильтра нейтральной плотности вы больше не сможете ничего увидеть через видоискатель камеры . Поэтому вам придется настроить композицию сцены перед установкой фильтра!
  • Опять же, в зависимости от непрозрачности вашего фильтра и способности вашей камеры фокусироваться при слабом освещении, ваша камера больше не сможет фокусироваться в режиме автофокусировки. Поэтому потребуется ручная фокусировка (на штативе).
Пример использования ND-фильтра на море!
Пример использования ND-фильтра на море!

Итак, после прочтения этой статьи вы больше не задаетесь вопросом, для чего нужен фильтр нейтральной плотности

Прокрутить вверх