Было бы здорово, если бы были идеальные настройки, которые давали бы вам предсказуемые, красивые результаты макросъемки каждый раз, когда вы отправляетесь в поле? К сожалению, идеальных универсальных инструкций не существует. Тем не менее, вы можете значительно повысить свои шансы на успех, установив базовые настройки для макросъёмки еще до того. Предустановленные настройки помогут вам сэкономить время и наслаждаться гораздо более сфокусированными макроизображениями с правильной экспозицией. Я предпочитаю комбинацию камеры и объектива Fujifilm X-T5 и Fujinon XF80mm F2.8 Macro или Canon EOS R6 Mark II c Canon RF 35 F1.8 macro, но следующие настройки камеры для макросъемки можно применить для любой системы камеры.
Основные настройки камеры для макросъемки
Проще говоря, хорошая фотография должна быть правильно экспонирована с объектом в фокусе. Чтобы выбрать правильное направление, давайте взглянем на режим съемки, использование вспышки, диафрагму, выдержку и ISO.
Режим съемки
Камеры со сменными объективами обычно позволяют выбирать из множества режимов съемки. Я предпочитаю использовать ручной режим для своих фотографий. Если вы еще не освоились с ручным режимом, вы можете использовать режим приоритета диафрагмы. Ручной режим даст вам полный контроль над экспозицией по мере изменения ситуации и потребностей. Приоритет диафрагмы может быть полезен, так как он будет поддерживать предпочтительную диафрагму, но автоматически настраивает другие параметры экспозиции. При макросъемке важно управлять глубиной резкости. Если вы позволите своей камере определять диафрагму (например, используя приоритет выдержки), вы можете получить очень мало фокуса из-за большой диафрагмы.
Вспышка
Если вы еще не рассматривали возможность использования вспышки для макросъемки, сейчас самое время начать. Я отчетливо помню, как впервые попробовал вспышку для макросъемки. Я выровнял кадр, нажал кнопку спуска затвора, просмотрел фотографию и сказал: «О, это все меняет». Именно в этот момент мои опасения по поводу дрожания камеры, размытости изображения и достаточного количества света начали исчезать.
Почти любая вспышка, устанавливаемая на башмак, подходит для макросъемки. Я предпочитаю Flashpoint Zoom-Mini (TT350) из-за его доступной цены, простоты использования и небольшого размера. Когда я впервые начал, я просто установил вспышку в режим TTL («через объектив»). TTL регулирует мощность вспышки, чтобы определить подходящую мощность для хорошо сбалансированного снимка. Для максимального контроля вы можете вручную управлять мощностью вспышки. Мне нравится начинать с мощности вспышки около 1/8 и увеличивать или уменьшать ее по мере необходимости. Если вы заметили яркие точки или тяжелые тени от вспышки, просто добавьте слой рассеивания между объектом и источником света.
Вы также можете проверить, как выбрать непрерывный светодиодный свет для макросъемки.
Диафрагма при макросъемке
Большинство людей понимают, что большая диафрагма (низкие числа f) позволяет получить больше света, уменьшить глубину резкости и получить мягкий фон. И наоборот, малая диафрагма (большие числа f) ограничивает свет, увеличивает глубину резкости и фокусирует больше элементов фона. Некоторые люди забывают, что рабочее расстояние также оказывает огромное влияние на глубину резкости. Когда расстояние от объекта до датчика уменьшается, глубина резкости быстро уменьшается. Так как макросъемка делается с очень близкого расстояния, размеры диафрагмы должны быть достаточно маленькими.
Моя базовая диафрагма установлена на F11 и обычно держится между F11 и F22. Этот диапазон обеспечивает мне достойную светопередачу и четкие результаты. Большие диафрагмы будут ограничивать то, какая часть моего объекта находится в фокусе, а меньшие диафрагмы могут приводить к потере резкости от дифракции, хотя степень дифракции и ее возникновение зависит от конкретного объектива точнее модели или оптической схемы. Поскольку в моей камере используется сенсор APS-C, я увижу на своих фотографиях немного большую глубину резкости, чем если бы использовал аналогичные значения диафрагмы на полнокадровой камере. Если у вашей камеры датчик большего размера, чем у меня, обязательно закройте диафрагму немного больше, чем я, чтобы ваши фотографии имели достаточную глубину резкости.
Выдержка
Как ни удивительно, я не слишком беспокоюсь о скорости затвора . Это одно из основных преимуществ использования вспышки. Вспышка увеличивает количество света на моем объекте и помогает заморозить движение. Из-за этого я могу использовать относительно низкие скорости затвора, которые обычно составляют от 1/50 сек. до 1/250 сек. В качестве отправной точки я установлю выдержку на 1/100 сек. При фотографировании подвижных насекомых лучше использовать выдержки 1/1000 и короче.
Светочувствительность
Значение ISO определяет светочувствительность. Низкие значения ISO менее чувствительны к свету и приводят к меньшему количеству шума, чем высокие значения ISO. Имея это в виду, я рекомендую держать ISO как можно ниже и использовать свет от вспышки в качестве дополнительного освещения. Только будьте осторожны, чтобы не использовать слишком большую мощность вспышки. Увеличение мощности вспышки более чем наполовину может быть слишком интенсивным и создавать результаты, которые выглядят слишком искусственными. Если половинной мощности недостаточно, вы можете увеличить уровень ISO, чтобы сделать изображение ярче.
Вы также должны проверить, предлагает ли производитель вашей камеры рекомендуемое базовое значение ISO. Например, мой Canon R6 Mark II позволяет мне снимать со значениями ISO 200. Таким образом, съемка с (или около) 200 даст самые чистые результаты с наименьшим шумом. Если вы решите снимать без вспышки, вам нужно будет еще больше увеличить ISO и использовать более короткую выдержку. Низкое ISO сохранит палитру цветов крыльев бабочки.
Способ фокусировки
Люди часто спрашивают, что использовать — автофокус или ручную фокусировку для макросъемки. Ответ на самом деле прост — оба способа фокусировки. Я рекомендую установить быстрый способ переключения режимов фокусировки. Если на вашем объективе есть специальный рычаг, используйте ее, на Fujifilm такой переключатель на корпусе. Если ваша камера позволяет программировать пользовательские функциональные кнопки, используйте кнопку для переключения между ручной и автоматической фокусировкой. Включение автофокуса задней кнопкой — отличный способ предотвратить перефокусировку при нажатии кнопки спуска затвора, когда пришло время сделать кадр. Независимо от того, какой метод вы выберете, возможность быстрого выбора подходящего режима фокусировки поможет вам сфокусироваться и извлечь выгоду из мгновенных возможностей.
Автофокус
Современный автофокус (AF) просто потрясающий. Большинство камер имеют массу вариантов автофокусировки и точек фокусировки. Автофокус быстрый, точный и может быть чрезвычайно полезен при макросъемке. Когда объекты отказываются оставаться на месте, автофокусировка обязательна. Удобно использовать автофокусировку, чтобы найти объект в видоискателе, особенно с современными камерами, поддерживающими автоматическое распознавание объектов Canon EOS R6 Mark II Удобно фоткать насекомых. Иногда легче найти объект при меньшем увеличении, и предпочтительно двигаться к объекту, одновременно нажимая кнопку фокусировки. Это позволяет держать объект в кадре. Как только моя композиция составлена, можно переходить на ручную фокусировку.
Ручная фокусировка
Ручная фокусировка (MF) обеспечивает исключительную точность в случае статической сцены. Это также гарантирует постоянное увеличение от кадра к кадру. Вы можете позволить автофокусу выполнить работу по аппроксимации фокуса. Хотя, если ваш объект не находится в движении, пока не снимайте. Во-первых, осторожно покачивайтесь вперед и назад, чтобы найти идеальную фокусировку. Иногда, что этот метод намного проще и надежнее, чем вращение кольца фокусировки на оправе объектива. Когда вы увидите объект в фокусе, нажмите кнопку спуска затвора, чтобы сделать снимок.
Используйте инструменты фокусировки
Есть несколько удобных функций, помогающих обеспечить критическую фокусировку при макросъемке. Мой фаворит — увеличение фокуса. Эта функция существенно увеличивает предмет съемки зрения, чтобы вы могли лучше рассмотреть то, что находится в фокусе (и не в фокусе). Это мой любимый способ подтверждения фокусировки. Кроме того, ваша камера может иметь пиковую фокусировку. Фокус-пикинг привлекает внимание к областям в фокусе, выделяя их цветом. Вместо того, чтобы полагаться на то, что кажется в фокусе, фокус-пикинг определит, что на самом деле находится в фокусе.
Добиться идеального фокуса с крошечными движущимися объектами не всегда легко, хотя, если вы используете комбинацию перечисленных методов, это абсолютно возможно! Не торопитесь, опирайтесь на свое окружение, чтобы обрести устойчивость, и постарайтесь не расстраиваться, если промахнетесь. Будьте избирательны в своем фокусе. Цельтесь не только в глаза, цельтесь в переднюю плоскость глаз. В макросъемке важна каждая мелочь.
Удобный инструмент есть у ,беззеркалок Canon — ассистент ручного автофокуса. Рамка ассистента ручного фокуса показывает текущее положение фокуса и требуемую величину настройки следующим образом.
Дополнительные настройки для макросъемки
После того, как вы освоите работу со вспышкой и освоитесь с правильными настройками экспозиции, вы, вероятно, захотите найти эти маленькие хитрости, чтобы вывести макросъемку на новый уровень.
Снимайте в RAW
В то время как сжатие JPG в камере лучше, чем когда-либо, съемка в формате RAW по-прежнему дает вам максимальную гибкость, чтобы усилить светлые и темные участки ваших изображений во время обработки. Файлы RAW могут быть спасением, когда ваш результат прямо из камеры немного недодержан или передержан. Если вы предпочитаете более стилизованный вид, съемка в формате RAW даст вам дополнительный творческий контроль, чтобы сделать ваши результаты действительно уникальными.
Если вы все еще не уверены, прочитайте RAW или JPEG: что выбрать?
Баланс белого при макросъёмке
Я большой поклонник автоматического баланса белого. Он имеет тенденцию давать результаты, которые выглядят естественно и могут быть легко изменены при постобработке. Если вам нравится более теплый или более холодный вид, вы можете предварительно установить баланс белого соответствующим образом. Помните, что низкие цифры — теплые, а высокие — прохладные.
Не суетитесь
Стабильная камера имеет решающее значение для получения четких результатов макросъемки. Стабилизатор изображения корпуса камеры и/или объектива — желанные помощники. Некоторые люди решают пойти еще дальше, добавив в уравнение монопод или штатив. Оба варианта эффективны, но я предпочитаю оставаться максимально свободным, когда нахожусь в полевых условиях. Если вы также решите снимать с рук, делайте все возможное, чтобы расслабиться — умственно и физически — чтобы ваша камера оставалась устойчивой, когда вы спускаете затвор. Я всегда проверяю свое окружение на наличие веток или камней, которые можно использовать в качестве опоры. Если я буду на земле, я буду использовать свои собственные локти. Чтобы добиться максимальной стабильности, я делаю глубокий вдох, задерживаю дыхание на несколько секунд, медленно выдыхаю и осторожно нажимаю кнопку спуска затвора.
Сохраните ваши настройки
Многие камеры позволяют сохранять настройки камеры для макросъемки с помощью настраиваемых пользовательских режимов. Если в вашей камере есть такая возможность, используйте ее! Вы можете не только сохранять базовые настройки экспозиции, но и некоторые модели позволяют настраивать кнопки и рычаги, чтобы обеспечить работу, полностью соответствующую вашим потребностям. Я использую «C1» на циферблате моего canon, чтобы убедиться, что мои наиболее часто используемые функции и настройки находятся именно там, где я хочу.