
Всегда задавался вопросом о значении размера матрицы и кроп фактора фотоаппарата в фотографии, зависимость от этого числа фокусного расстояния и светосилы. На самом деле он влияет на качество фотоснимков? Лучше ли большая матрица? Давайте рассмотрим некоторые технические и не технические аспекты размера сенсора и коэффициента обрезки, знание этого поможет правильно выбрать фотоаппарат.
Что такое кроп фактор в фотоаппарате
Коэффициент кадрирования — это сравнительное (мнимое) число,основанное на длине диагонали датчика полного кадра (FF), деленной на длинудиагонали другого заданного датчика, чтобы иметь возможность рассчитать«эквивалентное» фокусное расстояние и диафрагму, которая будет захватывать одини то же «кадр» с тем же полем зрения (FOV) и глубиной резкости (DOF)относительно того, что было бы у полнокадрового датчика с заданным фокуснымрасстоянием и диафрагмой.
В этой статье предполагается, что у вас есть базовые знания о том, как работает фотокамера, а также о глубине резкости и ширине поля зрения. Также полезно знать, что такое F-стоп диафрагма и как она влияет на экспозицию.

Во-первых, чтобы лучше понять кроп фактор, нужно знать, отчего он зависит. Чтобы найти коэффициент кадрирования для любого датчика,сначала вычислите длину диагонали датчика
*****
Где высота матрицы «b», а ширина «а». Для матрицы полного кадра это – 43,27 мм, отношение этого параметра к диагонали матрицы кроп фактор которой нужно узнать.
Таким образом, для датчика размера APS-c с длиной диагонали26,68 мм коэффициент обрезки будет
43,27мм/28,85мм = 1,5 кроп-фактора
Меньший датчик = больший датчик * кроп-фактор.
Допустим, вы видите изображение, снятое на полнокадровую камеру с использованием объектива с фиксированным фокусным расстоянием, снятого при определенной диафрагме: кроп фактор будет обеспечивать фокусное расстояние и размер диафрагмы для любого датчика, чтобы воссоздать точно такой же кадр и получая при этом одинаковые DOF и FOV (фактор кадрирования связан только с FOV и DOF, а не с экспозицией, но об этом позже). Чтобы достичь этого, вы должны умножить коэффициент кадрирования на фокусное расстояние и диафрагму камеры, чтобы найти то же «эквивалентное» фокусное расстояние и апертуру, что и у полнокадровой камеры, чтобы получить те же кадр.
Фокусное расстояние и диафрагма на самом деле неменяются. Когда вы покупаете 50-миллиметровый объектив для камеры APS-C,это действительно 50-миллиметровый объектив, но он будет соответствовать 75-ммобъективу на полнокадровой камере. При применении этого коэффициента нужнопросто перевести ф.р. в эквивалентное полному кадру число для более точногосравнения.
Зачем нужно искать эквивалентные фокусные расстояния и диафрагмы для сравнения кропа с полнокадровыми камерами? Единственная причина этого в том, чтобы фотографы могут говорить на одном языке, независимо от того, какой у них размер матрицы камеры. Если мы все знаем, что данное поле зрения даст эквивалентное фокусное расстояние 50 мм, тогда человек с микро-4/3 может сказать человеку с камерой среднего формата, какое эквивалентное фокусное расстояние использовалось для захвата такого же кадра. Тогда фотограф с среднеформатной камерой может пойти и купить подходящий объектив, чтобы сделать похожее изображение.
Что касается причины, почему FF, а не другой размер являетсяэталоном, всё это из-за киноиндустрии. 35-мм пленка была популярна ваналоговое время и стала своего рода стандартом (но не единственнымиспользуемым размером) для кинофильмов. 35 мм пленка примерно того жеразмера, что и полнокадровый сенсор.
Фокусное расстояние и поле зрения
Не будем говорить озумировании или о том, как различные фокусные расстояния будут изменятьвоспринимаемое расстояние объектов. Это не важно для фактора кадрирования,а более значимо для фокусного расстояния.
Фокусное расстояние — это расстояние от линзы до матрицы или, более конкретно, когда лучи света сходятся к датчику изображения вдоль фокальной плоскости.

Почему поле зрения изменяется дляобъектива с одинаковым фокусным расстоянием, но для матрицы другогоразмера? Это связано с тем, что сенсор меньшего размера (меньше FF)использует более узкую область светового пучка. Противоположное утверждениеотносится к матрицам больше, чем FF.
Несмотря на то, что одно и то же фокусное расстояние использовалосьдля двух камер с сенсорами разных размеров, поле зрения становится меньше,потому что меньший диапазон света попадет на меньшую матрицу.
Мы также можем получить тот же угол обзора, изменив фокусноерасстояние объектива. Это можно проиллюстрировать, увеличив фокусноерасстояние объектива камеры FF, чтобы сделать более узкое поле зрения таким же,как у камеры APS-c, или наоборот.

Пример: если вы хотите сделать снимок в комнате с объективомFF 50 мм и хотите получить, то же изображение и поле зрения в той же точке вкомнате на сенсорной камере APS-c с 1,5 кроп-фактор, вам нужно будетиспользовать 33,3 мм объектив (33,3 мм х 1,5 = 50 мм)
Диафрагма и глубина резкости
Диафрагменное число — это расчетный параметр, которое даетотношение фокусного расстояния к диаметру входного зрачка (отверстиедиафрагмы). Диафрагма в камере регулируется путем изменения толькодиаметра входного зрачка (на основной линзе), но расчет для получения числадиафрагмы также включает фокусное расстояние. Поскольку число f изменяетсяпри открытии и закрытии диафрагмы, число f можно использовать для описанияизменения освещенности из-за изменения размера отверстия.
Диафрагму рассчитывают, принимая фокусное расстояние подиаметру входного зрачка и разделяя их.
Фокусное расстояние/Диаметр входного зрачка = Диафрагменноечисло
Число F-стоп не изменяется в зависимости от размера вашей матрицы, поскольку оно зависит от физических свойств объектива, и вместо этого будет (более или менее) масштабироваться с изменением фокусного расстояния и размера объектива из-за изменения размера матрицы. Это удобно, потому что изменение значения апертуры, используемое для определения изменения количества света, попадающего в камеру через объектив, может быть универсальным для любого объектива на любой камере. F-Stop — еще одно универсальное понятие для используемое для определения треугольника экспозиции.
Это число помогает измерить количество света, поступающего вфотокамеру, поэтому даже при изменении диафрагмы от f/2,8 до f/1,4 на полномкадре визуально больший световой пучок изменяется пропорционально такому жеизменению для микро 4/3 при аналогичном диафрагмировании. При использованииобъектива с одинаковым фокусным расстоянием изменение диаметра будет таким же.
Параметры экспозиции при изменении диафрагмы не зависят от размера датчика. Поэтому светосила micro 4/3 объектива не изменяется по сравнению с FF-камерой. Объектив 1.2f одинаково пропускает свет, если он установлен на полном кадре или микро-4/3. Есть три фактора, которые влияют на глубину резкости: фокусное расстояние, размер диафрагмы и расстояние от камеры до объекта. Обратите внимание на диафрагму и ее влиянии на глубину резкости. Открывая диафрагму, вы создаете меньшую глубину резкости и более выраженное боке.
Выводы из всего: кроп-фактор или размер матрицы никак не влияет на светосилу объектива, недаром светосильные prime zoom объективы для всех систем стоят приблизительно одинаково около 1000$. Однако на micro 4/3 объективы по доступнее, вероятно они менее затратны в производстве — линзы меньше и легче. Olympus или Panasonic более нафаршированы функционалом, менее дорогие, поэтому это отличный выбор и для фотолюбителя и для профессионального фотографа, с учетом меньшего веса системы и меньшей стоимости оптики.
