Как фотографировать зимние пейзажи

Четыре времени года — прекрасный подарок нашей планеты пейзажным фотографам, по крайней мере в некоторых частях планеты. Расскажу, как фотографировать зимние пейзажи.

Расскажу, как фотографировать зимние пейзажи.
NIKON D750 + 20 мм f / 1,8 @ 20 мм, ISO 100, 4/1, f / 11,0

Зима — это непростое время года для фотографирования, могут возникнуть сложности. Среди других проблем низкие температуры часто приводят к дискомфорту для фотографов и сокращению срока службы батареи. 

Зима, однако, приносит некоторые преимуществ для пейзажной фотографии, которые часто недооцениваются:

  • Солнце висит намного ниже по горизонту по сравнению с другими сезонами;
  • Солнце поднимается на юго-востоке и садится на юго-запад (в северном полушарии), что может быть полезно для некоторых мест;
  • Снег и мороз могут существенно трансформировать атмосферу во многих местах;
  • Снег и лед могут быть очень фотогеничными сами по себе;
NIKON D7100 + 10-24 мм f / 3,5-4,5 @ 11 мм, ISO 100, 1/100, f / 8,0
NIKON D7100 + 10-24 мм f / 3,5-4,5 @ 11 мм, ISO 100, 1/100, f / 8,0

Важна тщательная подготовка для суровых зимних условий

Посмотрите прогноз погоды и подготовьте соответствующую одежду. Обратите внимание не только на температуру, но и на скорость ветра и влажность воздуха — последние два могут изменить субъективное ощущение окружающей температуры. Как опытный пейзажист, вы должны быть готовы фотографировать на месте съемки идеально за 30-45 минут до восхода солнца, так как до рассвета розовые облака могут появиться довольно рано. Однако знайте, что, тогда температура достигает своей самой низкой точки. Первая фотография выше была снята в начале января этого года, было -25 ° C

Закат солнца может быть немного более благоприятным для погоды в зимние месяцы, однако, как только солнце исчезает под горизонтом, температура обычно снижается очень быстро. Хуже всего то, что вы стоите рядом с камерой, терпеливо ожидая лучшего освещения, а это означает что вы неподвижны, следовательно, замерзаете намного быстрее обычного. Поэтому крайне важно носить правильную обувь и одежду, которые не подведут вас.

NIKON D750 + 200-500 мм f/5,6 @ 460 мм, ISO 100, 1/320, f/9.0
NIKON D750 + 200-500 мм f/5,6 @ 460 мм, ISO 100, 1/320, f/9.0

Дополнительные советы для фотографирования зимнего пейзажа

  1. У вас есть несколько полностью заряженных запасных батарей. Помните, что холодная температура разряжает батареи намного быстрее, чем обычно.
  2. В идеале попробуйте предварительно установить настройки камеры перед тем, как выйти (из автомобиля или дома), чтобы вы только изменяли абсолютный минимум при съемке в суровых условиях.
  3. Штатив был бы необходим в ранние часы из-за отсутствия окружающего света и очень длинных выдержек.
NIKON D90 + Tokina AT-X 116 PRO DX II 11-16 мм F2.8 @ 14 мм, ISO 200, 1/250, f/5.6
NIKON D90 + Tokina AT-X 116 PRO DX II 11-16 мм F2.8 @ 14 мм, ISO 200, 1/250, f/5.6

Планирование фотосессии сразу после снегопада

Чтобы получить удивительные фотографии зимой, время гораздо важнее, чем ваше снаряжение. Зачастую облачная погода может быть хорошей, особенно если облака структурированы. Фотографирование, когда идет снег, почти никогда не приводит к хорошим результатам, если снегопад не сочетается с прямым солнцем, но это почти никогда не случается.

NIKON D7000 + 16-85 мм f/3,5-5,6 при 19 мм, ISO 100, 1/125, f/8,0
NIKON D7000 + 16-85 мм f/3,5-5,6 при 19 мм, ISO 100, 1/125, f/8,0
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 12 мм, ISO 100, 1/60, f/5,6
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 12 мм, ISO 100, 1/60, f/5,6

Эти фотографии были сделаны после снегопада. Здесь снег покрывает все, включая ветви деревьев, крыши и дороги. Некоторые не красивые предметы, которые могут попасть в кадр, например, мусорные баки в городском парке, буквально исчезают с ваших снимков под снежным покровом. Недостатком этого является тот факт, что дороги могут быть непроходимыми для езды — так что будьте предельно осторожны (и не ездите, если у вас нет зимних шин и лебёдки в запасе). Сообщите вашей семье и близким друзьям, если во время вашей поездки может возникнуть какая-либо опасность.

NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 10 мм, ISO 100, 1/60, f/5,6
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 10 мм, ISO 100, 1/60, f/5,6

Работа со снежными сугробами на переднем плане

Ветер и мороз создают красивые формы и структуры в свежем снегу. Такая тема идеально подходит для вашего плана. Если снежный покров старше, возможно, уже частично растаял, ищите отпечатки ног или любые следы на снегу — они могут служить ведущими линиями в вашей композиции.   Управляйте глубиной резкости, применяя приемы измерения гиперфокального расстояния, чтобы определить лучшую точку для фокусировки. И не забывайте о дифракции , так как это может сделать снежные частицы и другие важные детали размытыми.

Используйте другую цветовую палитру

Что притягательно в заснеженных ландшафтах, — это особая цветовая палитра, которую они показывают. Снег и мороз меняют тональность пейзажа. Цветовая палитра упрощается. Снег смягчает темные тона и выделяет в противном случае менее видимые пастельные цвета. Очень часто единственный насыщенный цвет — это синева ясного неба (читайте как сделать осеннюю картинку с насыщенными цветами). Кроме того, снег покрывает не нужные цветовые элементы на земле.

NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 15 мм, ISO 100, 1/125, f/8.0
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 15 мм, ISO 100, 1/125, f/8.0

 

Во время заката и восхода солнца белый снег прекрасно отражает насыщенные тоны неба. При экстремальных температурах я часто наблюдаются насыщенные фиолетовые и оранжевые тона в низком небе над горизонтом перед восходом солнца и после захода солнца. Не удивляйтесь, увидев синеватые тени в солнечную погоду — именно так ваш мозг компенсирует ваше восприятие цвета снега в тени в реальной жизни.

NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 116 мм, ISO 180, 1/60, f/5,6
NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 116 мм, ISO 180, 1/60, f/5,6
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 10 мм, ISO 100, 1/100, f/7.1
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 10 мм, ISO 100, 1/100, f/7.1

Используйте солнце в качестве основного предмета

Солнце может стать основным объектом съемки, когда вы фотографируете его или включаете его в кадр. По утрам и поздним вечером оно расположено очень низко. Если у вас есть хороший объектив, который хорошо справляется с контровым светом и создает красивые солнечные звезды, солнце будет служить прекрасным композиционным элементом в ваших изображениях. Чтобы получить эти солнечные звезды, вам нужно установить узкую диафрагму такую как f/11 или f/16.

NIKON D750 + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/80, f/11,0
NIKON D750 + 20 мм f/1,8 @ 20 мм, ISO 100, 1/80, f/11,0

Если вам удобнее совмещать изображения в Ps, есть еще одна отличная техника, чтобы избежать чрезмерной экспозиции и дифракции: снимайте два изображения: одно для солнца на f/16 и одно для переднего плана и фона при большей диафрагме, такой как f/8, затем объедините два изображения в редакторе используя простые методы смешивания со слоями, чтобы добавить эти солнечные звезды в ваши фотографии.

NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 70 мм, ISO 100, 1/125, f/9.0
NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 70 мм, ISO 100, 1/125, f/9.0

Также подумайте, могут  ли быть полезными фильтры (такие как CPL, UV или ND) при фотографировании солнца. Если нет, снимите их, поскольку они могут ухудшить ситуацию с точки зрения дополнительных ореолов и бликов. Если вы используете фильтры, убедитесь, что они имеют высокое качество и имеют многослойное покрытие. Ознакомьтесь с  статьей о обязательных светофильтрах для пейзажной фотографии.

NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 17 мм, ISO 100, 1/320, f/6.3
NIKON D7100 + 10-24 мм f/3,5-4,5 @ 17 мм, ISO 100, 1/320, f/6.3

Фотографируйте изморозь

Изморозь и иней может превратить почти все что угодно в сказку. Как это ни парадоксально, но это то, что затрудняет фотографирование. С тонким слоем инея, покрывающим все, пейзаж выглядит как сон, которая может затруднять фокусировку за хорошую композицию.

NIKON D7100 + 10-24 мм f/ 3,5-4,5 @ 16 мм, ISO 140, 1/50, f/6.3
NIKON D7100 + 10-24 мм f/ 3,5-4,5 @ 16 мм, ISO 140, 1/50, f/6.3

Хорошая композиция и компоновка кадра всегда должны быть в приоритете, но не стоит недооценивать другие переменные, которые вступают в игру во время съемки, независимо от того, связаны ли они с надлежащей экспозицией, фокусировкой, глубиной резкости или баальными с настройками вашей камеры.

NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 105 мм, ISO 200, 1/250, f/4.0
NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 105 мм, ISO 200, 1/250, f/4.0
NIKON D7100 + 10-24 мм f / 3,5-4,5 @ 24 мм, ISO 160, 1/50, f / 6.3
NIKON D7100 + 10-24 мм f / 3,5-4,5 @ 24 мм, ISO 160, 1/50, f / 6.3

Попробуйте черно-белую фотографию

Даже если вы действительно без ума от зимней цветовой палитры, снег и мороз чаще создают удобные условия для черно-белых фотографий (B&W). Низкое солнце удлиняет тени всех предметов. Эти тени могут создавать интересные формы и линии. Я предпочитаю черно-белую фотографию, особенно когда снимаю в относительно жестком полуденном освещении.

NIKON D750 + 70-200 мм f /4 @ 200 мм, ISO 100, 1/1600, f/8.0
NIKON D750 + 70-200 мм f /4 @ 200 мм, ISO 100, 1/1600, f/8.0

Основные элементы композиции (например, линии и фигуры) гораздо более заметны в черно-белом цвете, особенно когда вы выделяете их немного постобработки, будь то через цветные разговоры или путем уклонения и сжигания. В солнечные зимние дни вы можете играть с тенями, проецируемыми на снег, а также получать отличные снимки.

NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 185 мм, ISO 100, 1/800, f/8.0
NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 185 мм, ISO 100, 1/800, f/8.0
Используйте контраст NIKON D750 + 200-500 мм f / 5,6 @ 230 мм, ISO 250, 1/500, f / 7.1
Используйте контраст NIKON D750 + 200-500 мм f / 5,6 @ 230 мм, ISO 250, 1/500, f / 7.1

Используйте детали

Если при фотографировании зимнего пейзажа снег покрывает большую часть, я рекомендую искать крошечные детали. Даже в пасмурные дни вы можете найти некоторые объекты, которые выглядят немного иначе, чем снег, или без чем без него. Оголенные стволы деревьев, заборы и другие предметы расположены на прекрасном белом фоне. Лед, сосульки, снежинки, пузыри или трещины во льду — все это отличные темы для использования. Не забудьте приблизиться к разным структурам и сделать несколько подробных снимков, которые могут сделать ваш зимний портфель более разнообразным.

NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 200 мм, ISO 100, 1/125, f/4.0
NIKON D750 + 70-200 мм f/4 @ 200 мм, ISO 100, 1/125, f/4.0

Попробуйте различные методы пост-обработки

Это уже предмет другой статьи. На данный момент рекомендуется не слишком сильно увеличивать параметр ползунка «Clarity». По сравнению с обычными пейзажными изображениями я предпочитаю использовать другую технику последующей обработки raw для зимних ландшафтов. Усиление структуры снега аналогично таковому для неба или других светлых объектов. Средние и высокие тона доминируют над не очень небольшим количеством областей, достигающих черной точки.

NIKON D7100 + 10-24 мм f / 3,5-4,5 @ 10 мм, ISO 100, 1/160, f/6.3
NIKON D7100 + 10-24 мм f / 3,5-4,5 @ 10 мм, ISO 100, 1/160, f/6.3

Чтобы фотографировать пейзажи нужно обзавестись качественным широкоугольным объективом или светосильным универсальным зумом например:

Надеюсь, теперь вы узнали как фотографировать зимние пейзажи. Если у вас есть какие-либо вопросы или пожелания, вы можете поделиться своими мыслями в комментариях ниже!

 

Прокрутить вверх