12-битный или 14-битный RAW — что лучше?

Итак, прочитав инструкцию к своей фотокамере, прочитали несколько форумов,просмотрели свои фотографии и решили,что пришло время перейти от съемки в формате JPG к съемке в формате RAW , чтобы добиться максимально возможного качества снимков. 

Теперь, когда вы твердо решили раз и навсегда снимать в формате RAW, вы можете перестать думать о форматах файлов и вернуться к созданию красивых изображений, верно ли это? Ну вроде как. Оказывается съемка в формат цифрового негатива имеет еще одну особенность — форматы сжатия RAW.

Что же такое формат сжатия? И почему это важно? Разве нельзя просто снимать в RAW? Ответ на эти вопросы. И да, и нет.

Вам не нужно разбираться во всех форматах RAW, JPG и других форматах графических файлов, если у вас получаются фотографии, которые вам нравятся. Но, если вы хотите узнать больше о том, как все это работает, то обязательно читайте дальше.

Как работает формат RAW

Когда вы фотографируете с помощью любой камеры (DSLR, беззеркальная камера, «компактная мыльница» или даже с вашего смартфона), огромное количество цветовой информации захватывается датчиком изображения камеры и отправляется в графический процессор, который анализирует ее, и в конечном итоге сохраняет графические данные на карту памяти в виде картинки. Если вы снимаете в формате JPG, большая часть этих данных отсекается, чтобы сэкономить место для хранения и упростить обмен. Но если вы снимаете в формате RAW, большая часть этих цветовых данных сохраняется, давая гораздо больше возможностей для редактирования каждого изображения в программе, такой как Lightroom или Photoshop, но это также увеличивает размер файла, который может быть довольно большим и не может быть передан по электронной почте или опубликован в социальных сетях. Многие камеры позволяют выбирать различные типы форматов изображений, такие как:

· JPG  — каждая камера предлагает этот формат, который хранит 256 тональных значений для каждого цвета, но сжимает файл таким образом, что значительная часть данных фотографии отбрасывается. Этот формат идеально подходит для фотографов, которые мало занимаются редактированием снимков в Photoshop или Lightroom, а размеры файлов намного меньше, чем в формате RAW, что делает их доступными для совместного использования.

· 12-битное сжатие с потерями в  формате RAW — этот формат хранит 4096 тональных значений для каждого цвета (красный, зеленый и синий) на пиксель, но овыбрасывает некоторую информацию, которую он считает ненужной, используя алгоритм сжатия файла, поэтому он немного меньше и занимает меньше места на вашей карте памяти. Большая часть отброшенных данных находится на правой стороне гистограммы, что имеет смысл, поскольку цифровые камеры обычно собирают гораздо больше информации в полутонах и светлых участках. Таким образом, существует определенный запас возможностей при выполнении алгоритма сжатия с потерями, так как он удаляет некоторое количество данных из той части изображения, с которой их как бы в избытке, поэтому удаление небольшого количества информации не будет иметь значения для большинства пользователей.

· 12-битный несжатый файл — также хранит 4096 тональных значений для каждого цвета, но не выбрасывает какие-либо данные для уменьшения размера файла.

· 14-битное сжатие с потерями — этот формат хранит 16 384 тональных значения для каждого цвета и также отбрасывает некоторые данные, которые он считает безполезными, сжимая файл, чтобы он стал немного меньше.

· 14-битный несжатый RAW — лучший вариант, предлагаемый большинством камер (хотя некоторые модели профессионального класса имеют 16-битные файлы RAW, но обычно они стоят дороже, чем новый автомобиль), хранит 16 384 тональных значения для каждого цвета на пиксель и не отсекает ни каких графических данных, предоставляя вам как можно больше информации для работы в пост-продакшн.

Исходная фотография (слева) была несколько мягкой и плоской, а съемка в RAW дает гибкость, необходимую для правильного редактирования изображения.

Просто снимайте в 14-битном несжатом RAW, потому что он явно лучше! Выражение неоднозначное.

Из-за увеличения объема данных, предлагаемых 14-разрядным файлом, полученные изображения RAW занимают гораздо больше места на карте памяти и на компьютере и намного медленнее в таких программах, как Lightroom или Photoshop. Если вы снимаете камерой с большим количеством мегапикселей такой как Nikon D850 , Sony A7Riii или Canon 5DS , вы можете легко получить файлы RAW размером до 100 МБ каждый. Это замечательно, когда вам это нужно, но может оказаться довольно обременительным, если вы решите, что все дополнительные данные не всегда стоят необходимости покупать объемные скоростные карты памяти.

Другая проблема, которая возникает при сравнении форматов, заключается в том, действительно ли возросшие данные дают вам большую гибкость при редактировании изображения. Действительно, на практике наличие 16,384 тональных значений для каждого цвета может быть немного излишним для большинства фотографов. Если вы обычно получаете правильную экспозицию в камере, то вам может не понадобиться огромное количество данных, предоставленных 14-битным несжатым файлом формата RAW.

У некоторых производителей камер есть другие форматы RAW, такие как sRAW и mRAW, которые фактически уменьшают количество пикселей ваших изображений, в то же время предоставляя вам гибкость настройки файла RAW. Но, в конце концов, ясно одно: съемка в формате RAW всегда даст вам значительно больше свободы для редактирования изображений, чем в формат JPG. Тогда возникает вопрос, какой формат RAW использовать?

У каждого есть свои преимущества и недостатки, но все типы RAW позволяют вам иметь исключительную степень гибкости в постобработки по сравнению с JPG. Как и почти на все вопросы в фотографии, нет однозначного правильного ответа на вопрос нужен ли 14-битный RAW, это во многом зависит от вашего стиля съемки и потребностей фотографа. 

Итак, какой формат вы должны использовать?

Съемка в 12-битный сжатый RAW по-прежнему дает вам много данных для при редактировании ваших изображений. Как упоминалось в начале статьи, некоторые данные буквально теряются при съемке в формат сжатия с потерями, но в большинстве случаев вы вряд ли заметите это. Вы можете заметить какие-либо практические преимущества съемки в 14-битном формате RAW только в экстремальных условиях, например, когда вы хотите произвести значительное восстановление деталей из ярких участков или теней, или когда фотография была сильно переэкспонирована или недодержана.

Однако, если вы относитесь к типу фотографов, желающих получить максимально возможное количество данных на каждом снимке, я бы порекомендовал снимать в 14-битном режиме.

Даже при коммерческой съемке можно использовать 12-битный RAW, потому что он дает более чем достаточно информации о цвете при редактировании снимков, несмотря на то, что 12-битный сжатый RAW содержит меньше фотографической информации, чем его аналоги с более высокой точностью передачи, остается достаточно важных данных, чтобы дать вам достаточно места для маневра, если вам необходимо сделать экстремальные исправления в постпроизводстве.

Оригинальная некорректированная версия изображения в начале этой статьи, снятая в 12-битном сжатом формате RAW.

Следует отметить, что формат RAW полезен не только для исправления слишком ярких или темных изображений. Файлы RAW дают вам значительную гибкость при редактировании цветов изображения и позволяют выделить более естественные тона кожи , получить глубокие насыщенные голубые оттенки , спрятанные в унылом сером небе, найти сложные детали лепестка цветка, которые будут потеряны в JPG, и выполнять все виды других правок, которые не имеют ничего общего с темной темной фотографией. Любой формат RAW лучше, чем JPEG, если вы тот человек, который любит редактировать фотографии, и, если вы хотите получить хороший баланс между объемом данных и динамическим диапазоном пластичностью данных при редактировании — 12-битного сжатого файла скорее всего будет достаточно.